Меню Рубрики

В каких случаях ставится запятая? Запятые в предложениях: правила. Правила постановки запятых в сложном предложении Как правильно поставить запятые в предложении правила

Известно, что знак, выполняющий функцию запятой, был изобретен еще в третьем веке до нашей эры философом Древней Греции Аристофаном Византийским. Уже в те далекие времена человечество ощущало потребность уточнения письменной речи. Аристофан Византийский изобрел систему знаков, которая была не очень похожа на нынешние знаки препинания. В системе имелись специальные точки, которые расставляли в зависимости от произношения фразы при чтении, в верхней, средней или нижней части строки. Точка в середине строки и выполняла функцию запятой и называлась «комма».

Знак, которым сейчас мы обозначаем запятую, произошел от знака дроби, его еще называют "прямой слэш". Этот знак использовали с 13 по 17 века нашей эры для обозначения паузы. А вот современная запятая является мини-копией прямого слэша.

Как же понять, ставится ли запятая в данном конкретном предложении? В русском языке, как и во многих других языках, запятая – это знак препинания. На письме ее используют для выделения и обособления:

  • обстоятельств;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • определений;
  • обращений;
  • междометий;
  • уточнений, вводных слов.

Кроме того, запятую используют и для разделения:

  • между прямой и косвенной речью;
  • между частями сложного, сложноподчиненного и сложносочиненного предложения;
  • однородных членов предложения.

Запятая - очень интересный знак препинания.Это доказывают многочисленные смешные и не очень ситуации, происходившие на самом деле. Чтобы таких ситуаций не произошло с вами, потрудитесь выучить некоторые правила расстановки запятых в предложениях.

Запятые ставятся либо в паре, либо поодиночке. Одиночные запятые делят целое предложение на части, разделяют эти части, отмечая их границы. К примеру, в сложном предложении нужно разделить две простые части, или в простом предложении – однородные члены предложения, используемые при перечислении. Парные или двойные запятые выделяют самостоятельную его часть, отмечая границы с обеих сторон. Обычно с обеих сторон выделяют вводные слова, деепричастные и причастные обороты, обращения, если они стоят в середине предложения и если соблюдаются все необходимые для этого условия. Понять, где ставятся запятые, достаточно сложно. Но упростить это можно, запомнив несколько простых правил.

Первое правило

Главное - понять смысл предложения. Ведь знаки препинания в предложениях ставят именно для передачи правильного смысла. Когда запятая ставится в предложении не на том месте, то смысл искажается. Например: "Вечером я развлекал брата, который болел чтением вслух"; "Маша, с которой я вчера поссорилась с веселым лицом, бежала ко мне навстречу".

Второе правило

Важно запомнить, перед какими союзами ставится запятая. К таким союзам относятся: так как, потому что, где, что, когда, который и много других. Например: "Я заеду, когда освобожусь"; "Он сказал, что задержится".

Третье правило

Для выделения самостоятельной части предложения нужно прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть является самостоятельной. Обязательно запятыми выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: "Недавно я узнал, что мой сосед, возвращаясь из Лондона, заболел". Уберите из предложения деепричастный оборот «возвращаясь из Лондона», его смысл останется практически неизменным. То есть, смысл предложения сохранился - «Недавно я узнал, что мой сосед заболел».

Но не всегда с деепричастными оборотами так бывает, бывают предложения, в которых деепричастие примыкает к сказуемому, а по значению становится очень похоже на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия выделяют запятыми. Например, фраза Грибоедова: «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь». Если из предложения убрать деепричастие, то оно станет непонятным, поэтому запятую ставить не нужно.

По поводу вводных слов, они всегда выделяются запятыми с двух сторон. Их очень много: конечно, к счастью, во-первых, кстати, представьте себе, между прочим и т. д. В предложении найти их несложно, стоит только попробовать убрать их из предложения.

Четвертое правило

Всегда в предложениях выделяется запятыми обращение. Когда оно находится в середине или в конце предложения, его не очень просто определить. Например: "Увы, Маргарита, но ты не права. Потому что и я там был. И все видел. И тебя, Лида, я видел среди тех людей, что пели в хоре".

Пятое правило

В каких случаях ставится запятая в сравнительных оборотах? Практически во всех! Сравнительный оборот очень легко найти в предложении по союзам: точно, как, будто, что, как, нежели, чем и так далее. Но есть исключения. Сравнительные обороты не выделяются в том случае, если они являются устойчивыми оборотами речи или фразеологизмами. Например: льет как из ведра, режет как по маслу.

Шестое правило

Между однородными членами ставится запятая, но не всегда. Запятая необходима при союзах а, да, но, зато, однако.

Также запятая нужна между однородными членами, которые соединены повторяющимися союзами (и … и, или … или, не то … не то, либо … либо).

Запятую ставить не нужно между однородными членами, которые соединены одиночными союзами да, и, либо, или.

Также определить, где ставятся запятые, помогут повторяющиеся союзы перед однородными членами предложения. Сложность создают лишь однородные и неоднородные определения. Между однородными определениями необходимо ставить запятую. Например: "интересный, захватывающий фильм". При неоднородных определениях запятая не нужна. Например: "захватывающий голливудский боевик". Слово "захватывающий" является выражением впечатления, а "голливудский", в свою очередь, означает принадлежность фильма к месту создания.

Седьмое правило

Перед сочинительными союзами в сложных предложениях необходимо ставить запятую. Это такие союзы: и, да, или, либо, да и. Главное - правильно определить, где заканчивается одно и начинается другое предложение. Для этого нужно найти подлежащие и сказуемое в каждом предложении или разделить сложное предложение по смыслу.

Восьмое правило

Запятая всегда ставится перед противопоставительными союзами: но, да, а.

Девятое правило

Когда ставится запятая в предложениях с причастным оборотом? Понять это правило несколько сложнее, чем с деепричастным оборотом. Важно запомнить, что причастия выделяются запятыми только когда стоят после определяемого слова. Определяемое правило – это слово, от которого задается вопрос к причастному обороту. Например: "друг (какой?), обрадовавшийся моему приходу". Стоит уяснить разницу: "груша, выросшая в саду" – "выросшая в саду груша".

Десятое правило

Утвердительные, вопросительные, отрицательные слова и междометия выделяются запятыми. После междометия всегда ставится запятая. Например: "Жизнь, увы, не вечный дар". Но следует отличать междометие от частиц ох, ах, ну, которые употребляют для усиления оттенка, и частицы о, которую употребляют при обращении. Например: "Ах ты какая!"; "О поле, поле!".

К запятым необходимо относиться очень внимательно, ведь слово с орфографической ошибкой можно принять за описку, а пропуск запятой, как утверждают лингвисты, может сильно исказить смысл написанного текста.

Инструкция

Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются , состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.

Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.

Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".

В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена .

Кроме этого, ставится перед подчинительными и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.

Например: "Он вернется, когда пройдет лето".

В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить . Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.

Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.

Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".

Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.

Стоит помнить, что всегда причастный и деепричастный обороты.

Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".

В этом предложении четко выделен запятыми «не обращая на него внимание».

"Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела , не замечая Лизу, которая вытирала пыль".

Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.

В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.

Правильно ставить в предложении должен уметь каждый образованный человек. Кроме того, от правильной расстановки знаков препинания в предложении нередко зависит его смысл.

Вам понадобится

  • 1. Ручка и бумага
  • 2. Пособие по русскому языку

Инструкция

Выясните, есть ли в однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", " " и др. Ставится между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.

В сложносочиненном предложении ставьте , если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же с обеих сторон.

Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.

Обратите внимание, что также ставятся при вводных и , выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).

Обратите внимание

Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.

Полезный совет

Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.

Источники:

  • «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
  • запятые ставятся
  • Давайте дружить с запятыми!
  • Ты просто использовал меня!

Совет 3: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.

Основные виды СПП

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.

В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному . Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Если придаточное одно

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В , в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня . И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Когда придаточных несколько

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне на меня».

Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда ». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.

Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я , что приготовлю торт, который всем понравится».

Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая и знание основных правил помогут не запутаться.

Видео по теме

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и .
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

2. Чистописание

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)

Как назвать одним словом? (Союзы)

Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.

Составьте свой узор из этих букв.

3. Интерактивная разминка

А сейчас проведем интерактивную разминку.

Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)

Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)

4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

Подчеркните грамматическую основу.

Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).

б) Прочитайте предложения на доске:

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

Что можете сказать об этих предложениях?

Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)

Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?

Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема:, и

Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).

Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

5. Изучение нового материала

а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.

– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)

А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.

б) Проверка работы в группах:

  1. Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
  2. Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
  3. Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
  4. Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)

в) Проверка алгоритма по учебнику.

Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.

Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)

Для чего мы составили алгоритм?

Перейдем к выполнению упражнений.

6. Закрепление правила постановки знаков препинания

а) Первичное закрепление правила.

Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.

Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?

б) Выполнение упр. 2 стр. 136.

Прочитайте задание про себя.

Что мы должны сделать?

Выпишите сложное предложение.

Кто не сделал ошибок?

Почему вы легко справились с заданием?

Прочитайте остальные предложения.

Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)

Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.

в) Работа в парах – упр.3 стр. 136

Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.

Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?

Запишите эти предложения правильно.

Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?

7. Работа в печатных тетрадях

Откройте стр.42, упр.2.

Прочитаем задание.

Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?

Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)

Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.

8. Домашнее задание

Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.

9. Рефлексия. Итог урока

Какую учебную задачу ставили на урок?

Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

Где будут использоваться новые знания?

Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?

Закончите предложение:

Сегодня я узнал (а)…

Я смогу…

Я попробую…

Мне было трудно…

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).

1. Это простое предложение с однородными чле-нами:

1) Мальчик Нильс был превращён в маленького человечка.

2) Вместе с гусиной стаей он отправился в далёкое путешествие.

3) В одном старинном замке Нильсу пришлось спасать его обитателей при помощи волшебной па-лочки.

4) Видел Нильс подводный город и много других чудес.

2. Однородных сказуемых нет в предложении

1) Он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и побежал дальше.

2) Вокруг них валялись батоны хлеба, бутылки с молоком, консервные банки.

3) Валерка и Севка сидели на подоконнике и за-катывались от смеха.

4) Толстый дядька торопился на автобусную оста-новку и с размаху влетел на лёд.

3. Не нужно ставит запятую в схеме.

1) [- И ].

2) [- = О и О и О].

3) [- = О но О].

4. Есть ошибка в постановке запятой в схеме.

1) О, и О, и О

4) О, О, и О

5. Нужно поставить одну запятую в предложе-нии.

1) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.

2) Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.

3) Он осмотрелся и увидел много деревьев птиц и цветов.

4) Он набрал под деревьями толстых сучьев и ве-ток и связал их.

6. Нужно поставить две запятые в предложе-нии.

1) Севка кинул пальто на стул шапку на тумбочку и отбил звонкую чечётку.

2) Он разворачивал конфету под партой отправлял её в рот а бумажку скатывал и щелчком посылал в класс.

3) Севка ещё долго бил себя в грудь но потом сделал обиженное лицо и принялся вздыхать.

4) Севке нравились львы тигры пантеры а не мелкие безобидные зверушки.

7. Найди «лишнее» предложение.

1) Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.

2) Тишина состояла из лёгкого шелеста травы, и звона капель, и тихого пения ручейка.

3) Сидит птичка на дереве, ротик раскрыла, кры-лышками трепещет.

4) Я узнал и фигурку её горбиком, и повадку, и оригинальную песенку-трель.

8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:

1) однородные члены соединены повторяющимися союзами;

2) при однородных членах нет повторяющихся союзов.

а) Она и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё от-вечает.

б) Лиса схватила его в когти и понесла за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы.

в) Фиолетовые и белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах, парках и скверах.

г) Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку вари-ла.

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Между однородными членами ставится запятая. Но есть одно исключение из этого пра-вила - соединительный союз "и ". Восстанови последовательность действий для по-становки запятой между однородными членами.

а) Выделить союз и.

б) Определить, есть союзы и, а, но между ними или нет.

в) Союз и повторяющийся, запятая ставится.

г) Найти однородные члены в предложении.

д) Нет союзов или есть союзы а, но, запятая ста-вится.

е) Союз и одиночный (не повторяется), запятая не ставится.

10. Расставь, где нужно, запятые.

По дорогам, по просёлкам, по тропиночкам лесным
Стелет листья подорожник и несёт привет весны.

А потом в начале лета на верхушке стебелька
Появляется соцветье в виде стрелки-колоска.

Зреет колос, высыпает сотни маленьких семян.

И разносятся по свету прорастают там и тут.
По дорогам всей планеты подорожники цветут.

Знал об их целебной силе много сотен лет назад
Основатель медицины знаменитый Гиппократ.

И поныне в разных странах к подорожнику любовь:
Он залечивает раны, останавливает кровь.

Лечит он гастрит и язву, и подагру, и бронхит.
От недугов самых разных подорожник исцелит!

Выпиши однородные члены, которые соединены

1) без помощи союзов:

по дорогам, по проселкам, по тропиночкам.

зреет, высыпает, залечивает, останавливает.

2) с помощью одиночного союза и:

стелет и несет, там и тут.

3) с помощью повторяющегося союза и:

и к колесам, и к ногам; и язву, и подагру, и бронхит.

Выпиши предложение, которое соответствует схеме [и О = -> и Q].

И к колёсам прилипают семена те и к ногам.

Садись, дружок, я расскажу тебе сказку.
Когда-то, давным-давно, в благословенные древние времена, книги писались не только без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего - как-то их понимали.
Потом времена стали стремительно портиться. И вот, в ХV веке появилась Она, запятая!!
Ну, и началось…

Пожалуй, запятая – знак, который более других помогает понять смысл написанного. «Казнить нельзя помиловать» знают все.
А был еще случай.

Один жадный цирюльник решил сэкономить на художнике-профессионале и сам написал себе вывеску. Там значилось:
«Здесь зуб, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

Думаете – анекдот?
А вот так?

По вечерам я развлекал братишку, который болел чтением вслух.

За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.

Васька, с которым я вчера поссорился с весёлым лицом, бежал мне навстречу.

Запятые, всё - запятые, будь они неладны!

Почему-то считается, что правила постановки запятых очень сложны и многочисленны, поэтому легче пользоваться т.н. «авторской» пунктуацией, чем разбираться с правильной.
Однако напрасно так считают. Правила постановки запятых довольно просты. Давайте их вспомним, но не так, как в школе – «по правилам», а – по жизни, то есть по логике текста. (Да простят меня учителя русского языка!)

Сначала надо крепко-накрепко усвоить, что запятые бывают либо ПАРНЫМИ, либо ОДИНОЧНЫМИ.

ОДИНОЧНЫЕ ЗАПЯТЫЕ
разделяют предложение на части и позволяют отметить границы между этими частями.

Например, нужно перечислить однородные члены.

Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет его службы прошли десятки тысяч людей. Среди них были инженеры, хирурги, актеры, женорганизаторы, растратчики, домашние хозяйки, машинисты, учителя, меццо-сопрано, застройщики, гитаристы, карманные воры, дантисты, пожарные, девицы без определенных занятий, фотографы, плановики, летчики, пушкинисты, председатели колхозов, тайные кокотки, беговые наездники, монтеры, продавщицы универсальных магазинов, студенты, парикмахеры, конструкторы, лирики, уголовные преступники, профессора, бывшие домовладельцы, пенсионерки, сельские учителя, виноделы, виолончелисты, фокусники, разведенные жены, заведующие кафе, игроки в покер, гомеопаты, аккомпаниаторы, графоманы, билетерши консерватории, химики, дирижеры, легкоатлеты, шахматисты, лаборанты, проходимцы, бухгалтеры, шизофреники, дегустаторы, маникюрши, счетоводы, бывшие священнослужители, спекулянты, фототехники.
Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу? (Булгаков. Театральный роман)

Здесь ошибиться трудно – помогает интонация перечисления. Проколоться можно на однородных и неоднородных определениях.

Пример.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову «листва», они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение «жаркий» сообщает нам о погоде, а определение «июльский» о том, в каком месяце был этот день.

Проверить – нужна ли запятая можно при помощи союза И. Если его можно вставить, то запятую ставить нужно.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

А теперь попробуйте вставить союз И сюда:
«Наконец мы дождались первых теплых дней» – первых И теплых?? Не айс, значит, запятую долой.

Аналогично:
«Желтые кленовые листья лежали всюду» - «желтые» обозначают цвет, «кленовые» - породу дерева» - это неоднородные определения. (=союз И не вставишь).
А вот «желтые, красные, зеленые (кленовые листья)» - однородные определения, разделяются запятыми.

Продолжаем говорить об одиночных запятых.

Кроме однородных членов, бывает еще надобность отделить друг от друга простые части сложного предложения. Сложные предложения – это те, которые имеют в своем составе две или более грамматические основы (подлежащее-сказуемое).

Например,
Шумел камыш, деревья гнулись.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

Если в школе так и не удалось запомнить, что такое подлежащее и сказуемое, призывайте на помощь здравый смысл. Ищите, где заканчивается одна часть (кагбэ короткое предложение) и начинается другое.

Рассуждения ваши будут примерно такими: ага! «Наступил вечер» - самостоятельная единица информации, отделю-ка я ее запятой от другой=такой же самостоятельной в плане информации («шел дождь»). И все будет отлично.

Запутать вас может союз И. Он такой кова-арный!
Как правило, перед ним запятая не ставится.

«Мужики снимали шапки и кланялись земно».
В этом предложении 1 подлежащее (мужики) и 2 сказуемых, соединенных союзом (снимали и кланялись).

Или «Женщины и дети спасались от обстрела» - обратный случай. 2 подлежащих (женщины и дети) на 1 сказуемое (спасались).

ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА!

Но бывает, что союз И соединяет ЧАСТИ предложений.

«Подъехал барин, и мужики сняли шапки». Видите? 2 грамматические основы – подлежащее «барин», сказуемое «подъехал» и «мужики» (подлежащее) «сняли» (сказуемое).
Вот здесь надо повнимательней.

С союзом А и НО (ДА в значении НО) все проще – запятая перед ними ставится всегда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
Мал золотник, да дорог.

Вообще, как правило, перед союзами необходимо ставить запятую.

Я знаю, что он придет.
Он придет, когда захочет.

Хочу обратить ваше внимание на две тонкости.

Первая – союз «потому что».

Вот тут очень интересно!
Запятую можно поставить перед союзом, а можно – между «потому» и «что». Как разобраться? Только по смыслу. Место постановки запятой зависит от смысла предложения и от некоторых языковых ситуаций.

Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать. (Белинский)

Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное?

Вторая – «такой как».

Он, рыжий человечек, может назвать ТАКИЕ имена, КАК Малянов Дмитрий Алексеевич, астроном, Губарь Захар Захарович, инженер, и Снеговой Арнольд Павлович, химико-физик.(Стругацкие)

Опять-таки – ловите смысл предложения.

Погода дождливая, такая как осенью
Погода такая, как осенью.

Обращение ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТОЙ.

Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!» (Пушкин)

Так что, друзья! После «здравствуйте К2!» НАДО ставить запятую.

Если обращение находится в середине предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (Пушкин)

В этом предложении сразу три обращения: «мирные долины», «знакомых гор вершины» и «знакомые леса».

Как видите, мы уже немного отошли от одиночных и приблизились к ПАРНЫМ запятым.

Парные запятые выделяют т.н. самостоятельную часть предложения.
Ваше проверочное действие – читайте предложение БЕЗ части, выделенной запятыми. Если смысл сохраняется, запятые вы поставили правильно.

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (Лермонтов).

Если убрать «возвращаясь из Персии», то предложение практически не изменится. Получится: «Недавно я узнал, что Печорин умер». Значит, запятые поставлены правильно.
А вот варианты «Недавно я узнал, что Печорин возвращаясь из Персии, умер» или «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии умер» неправильные.

Итак, запятыми В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ выделяются:
- деепричастные обороты\отдельные деепричастия,
- вводные слова и предложения,
- сравнительные обороты.

Деепричастные обороты:

Гусь, увидя детей, улетел.

Дымов, добродушно и наивно улыбаясь, протянул Рябовскому руку.

Вводные слова:

Вронский, К УЖАСУ СВОЕМУ, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение.

Горный воздух, БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, действует благотворно на здоровье человека.

Сравнительные обороты:
(Их можно легко обнаружить по следующим союзам: как, точно, как будто (будто), словно, что, как и, чем, нежели и многим другим)

Дед кинул им деньги, словно собакам.

Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского.

Внимание! Сравнительные обороты, ставшие фразеологизмами (=устойчивыми оборотами речи), запятыми не выделяются.
Например,
режет как по маслу, льет как из ведра, покраснел как рак, бледен как смерть

Запятые и причастные обороты.

Причастные обороты будут потрудней деепричастных, ибо выделяются запятыми только в том случае, если стоят после определяемого слова.

Яблоко, выросшее в саду - выросшее в саду яблоко
автобус, выкрашенный в желтый цвет - выкрашенный в желтый цвет автобус
река, покрытая льдом - покрытая льдом река

Понятно ЗПТ что в одной статье невозможно осветить все правила расстановки запятых ЗПТ ведь ЗПТ в конце концов ЗПТ существуют и учебники!

Целью данной статьи являлось желание напомнить кое-какие правила из школьного курса и призвать к здравому смыслу – когда ставите запятые, думайте: ЗАЧЕМ вы их ставите?
Потому что слово, написанное с орфографической ошибкой, еще можно понять, а вот пропуск одной запятой может привести к искажению смысла.

Для закрепления воспоминаний приглашаем вас пройти тест