Меню Рубрики

Презентация на тему тутмос 3. Презентация по истории военные походы фараонов. Последний поход Тутмоса в Азию











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.
  2. Слайд-шоу “Военные походы египетских фараонов”

Оформление доски:

  1. Тема урока на левом (для учителя) крыле доски
  2. Экран для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  3. В ходе урока на правом крыле доски может быть написана дата военных походов Тутмоса III.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:

  • Как жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому подчинялись вельможи?
  • Какие поручения давал вельможам фараон?
  • Кто подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ о жизни египетского вельможи
  • вельможи подчинялись фараону
  • Виды службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение поручений фараона).
  • писцы, стражники, воины.

3. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?
  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.

Высвечивается на экране на слайде 10.

При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 1996.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2003г.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2004.
  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.
  5. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
  6. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.
  7. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.
  8. Искусство Древнего Египта. CD. 2004.

«Военные походы фараонов» - Фараон Тутмос I. Военные походы фараонов. Наемные лучники-нубийцы. Какие преимущества давало использование колесниц? Воины фараона. 3. Военные походы фараонов. Как поддерживалась дисциплина? Покажите на карте завоеванные фараонами Нубию, Палестину, Сирию, Финикию. Чем были вооружены египтяне? Как жили и чем занимались вельможи?

«Жизнь египетского вельможи» - Гробницы египетских вельмож. 4.Роль вельмож в египетском государстве. Руководство военными похода ми. В усадьбе вельможи. Докажите, что вельможи играли особую роль в жизни древнеегипетского государства? 1.Как жили вельможи в Древнем Египте? Жизнь египетского вельможи. Армия. Судебные разбирательства Контроль за сбором нало-гов.

«Игра про Древний Египет» - Знаки-рисунки египтян. Правитель Древнего Египта. Боги Древнего Египта. Большая часть граждан Египта. Природа Египта. Колодец –измеритель уровня воды. Бог Солнца Амон-Ра. Древний Египет. Какая пустыня находится справа от Древнего Египта. Место в пустыне, где на поверхность выходит вода. Как называли рабов в Древнем Египте.

«Государство Древнего Египта» - Растение Папирус. Город Мемфис. Разливы Нила. Объединение Египта. Страна Египет. Молитвы. От первобытности к цивилизации. Государство на берегах Нила. Фрагмент стенной росписи. Дельта. Благоприятные условия для становления цивилизации.

«История Древнего Египта» - Сфинксы в древнем Египте. Тутанхамон. Жук-скарабей – символ удачи и богатства. Бог анубис в образе шакала. Вот так выглядел древний египетский алфавит. Для богов возводились храмы. Египтяне строили огромные каменные пирамиды. Египтяне писали на папирусах. Нил – священная река древнего Египта. Аллея сфинксов в карнаке.

«Фараоны Древнего Египта» - Дело в том, что Тутанхамон стал фараоном в 9 лет. Власть фараона передавалась от отца к сыну. Правление Хеопса и Хефрена. Фараоны древнего Египта. Правление Тутанхамона. Саркофагов могло быть несколько. Тело умершего фараона мумифицировали и клали в саркофаг. Сначала пирамида идет в виде лестницы уступами.

ТУТМОС III (греческая транскрипция древнеегипетского Джехутимесу - "Тот родил его"), египетский фараон ок. 1490-1436 до н. э. (фактически у власти с 1468 до н. э.). Вел войны, в результате которых восстановил господство Египта в Сирии и Палестине.

Сын Тутмоса II и его наложницы Исиды. При жизни отца был жрецом в Карнакском храме и не считался наследником, поскольку согласно практике начала Восемнадцатой династии наследником Тутмоса II должен был стать муж его дочери от Хатшепсут Нефруры по достижении ею брачного возраста. Однако Тутмос II умер молодым, когда его дочь была еще в младенчестве. Наследником был провозглашен Тутмос III; сомнения в его правах на власть как сына наложницы были устранены фиванскими жрецами бога Амона-Ра с помощью оракула. Вступив на престол после смерти отца в 1490 до н. э., через год он был фактически отстранен от власти ставшей его соправительницей Хатшепсут. При жизни Хатшепсут Тутмос III стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем, совершив успешные походы на Синай, в Нубию и Палестину. Вероятно, уже в это время Тутмос III, опираясь на войска, приобретает большое влияние. Став ок. 1468 до н. э. единовластным правителем, он стремится стереть память о предшествующем царствовании, повсеместно уничтожая имена и изображения Хатшепсут (не трогая главного памятника ее времени - заупокойного храма царицы в Дейр-эль-Бахри).

К концу правления Хатшепсут влиянию Египта в Сирии-Палестине противостояла коалиция городов этого района, возглавляемая правителями Мегиддо и Кадеша и, очевидно, поддерживаемая главным противником Египта в Азии - государством Митанни (Северная Месопотамия). Стремясь восстановить контроль Египта над азиатскими владениями, Тутмос III в 1468 до н. э. начинает кампанию в Азии, подробно описанную в летописи его царствования. Быстрым (за 21 день) маршем войска Тутмоса III преодолели расстояние от востока дельты Нила до города Мегиддо (Северная Палестина), у которого были сосредоточены главные силы антиегипетской коалиции. Попытка взять город с ходу не удалась, и за ней последовала его семимесячная осада. После сдачи Мегиддо лидеры антиегипетской коалиции признали зависимость от Тутмоса III, и гегемония Египта в Сирии-Палестине была восстановлена. В дальнейшем, с 1466 по 1448 до н. э. Тутмос III совершил не менее 15 походов в Сирию-Палестину. По-видимому, одной из главных целей этих походов, обычно совершаемых во время сбора урожая, была военная добыча (пленные составляли лишь небольшую часть захваченного), большая часть которой передавалась храмам Амона-Ра в Фивах.

В 1458 до н. э. очередной поход привел к прямому столкновению Египта с Митанни: перейдя через реку Евфрат, Тутмос III опустошил западную часть этого государства. В 1456 до н. э. войска Митанни были разбиты в Северной Сирии. Границей сфер влияния двух "сверхдержав" Передней Азии стал Евфрат, что явилось максимальным в истории Египта расширением его владений в Азии. Действия Тутмоса III в Нубии ограничивались легкими карательными экспедициями. Южным рубежом Египта был район четвертого порога Нила. Строительная деятельность Тутмоса III велась по всему Египту и даже в его владениях в Азии и Нубии. Наиболее известен храм в честь празднества тридцатилетия правления фараона (хеб-седа), на стенах которого высечена его летопись (Анналы Тутмоса III), и другие постройки в Карнаке.

Тема урока:

Военные походы фараонов


План урока.

1.Пешие воины.

4.Рабство в Египте.

5.Положение простых воинов.


Задание на урок.

Какую роль играла армия в египетском государстве?


1.Пешие воины.

Египетское

войско.

Настенная

роспись.

Основу египетской армии составляли пешие воины.Писцы держали на учете всех юношей.

Рассмотрите слайд.

Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?


Зачем воевали фараоны

  • Укрепить власть
  • Расширить владения
  • Приумножить богатства

Войско фараона

  • Большое и хорошо обученное
  • Каждый десятый юноша – служит в армии
  • Отряды были вооружены: луками, копьями, топориками, кинжалами
  • Из бронзы (сплав меди и олова)
  • Пехотинцы защищались легкими щитами

Сирийцы

доставляют

лошадей

и колесницы.

Настенная

роспись.

В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.

Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.

Какие преимущества давало использование колесниц?




Крупные сражения

1.Разведчики сообщали о неприятеле

2.Сначала лучники осыпали противника стрелами

3.Затем мчались колесницы

4.Потом в бой вступали пехотинцы

5.Бегущего неприятеля преследовали на колесницах


3.Войны Египта против своих соседей.

В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.

Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства,пытаясь подчинить их своей власти


3.Войны Египта против своих соседей.

Определите по карте с кем Египет вел войны?

К 1500 г.до н.э.при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.

Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.


Войско возвращается с добычей

  • Фараон посылает войско на юг, запад и северо-восток
  • на юг – в Нубию (золото)
  • на запад – в Ливию (скот: коровы, козы, овцы)
  • на северо-восток – Синайский полуостров (медная руда), Палестина, Сирия, Финикия

Войско возвращается с добычей

  • Из Палестины, Сирии и Финикии – ценная древесина, серебро, благовония, шерстяные ткани, украшения



  • Самые крупные завоевания
  • Около 1500г. до н.э.
  • Захватили Нубию
  • Границы – до реки Евфрат
  • Из всех стран – «живые убитые»

4.Рабство в Египте.

долговое

рабство

войны

торговля

пиратство

наследственное рабство

Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос-

Как люди в Египте становились рабами?


5.Положение простых воинов.

Лучники-нубийцы.

Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали.В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран.Их наделы в это время приходили в запустение.

Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать на-емное войско.


Сделайте вывод о том, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве.

Функции государства:

-Защита,

-Управление,

-Поддержание порядка,

-Управление хозяйством,

-Установление законов,

-Представительство стра-ны перед другими госу-дарствами,

-Обозначение государст-венной принадлежности.

Фараон

Вельможа

Армия