Меню Рубрики

Почему этот рассказ называется уроки французского. Почему произведение называется “Уроки французского”? Сочинения по темам

Произведения автора - это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история - подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы - Лидия Михайловна - отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна - молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма - вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги - поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

«Уроки французского» В. Распутина — это очень хороший рассказ, который повествует о послевоенном времени глазами одиннадцатилетнего мальчишки, учащегося в школе. Сначала мы не понимаем, причем здесь уроки французского. О них мы узнаем только одно — что это нелюбимый предмет главного героя.

Но со второй половины рассказа мы начинаем понимать, что уроки французского — это не столько даже французский язык, сколько уроки доброты. Учительница главного героя, Лидия Михайловна, решила давать своему ученику индивидуальные занятия

— чтобы улучшить его произношение. Но постепенно становится очевидным, что она не столько хотела обучить его французскому языку, сколько помочь ему справиться с тяжелой жизнью в городе. Ведь этот мальчик — он живет самостоятельно, вдалеке от своей родной деревни, своих родителей. Запасов еды, которые присылает ему мать, не хватает на всю неделю. Он даже вынужден голодать по нескольку дней подряд. Но очевидно, что этот мальчик очень умный и добрый. Он не задирист, в отличие от Вадима, старшеклассника, и не ябедничает. Но он ужасно одинок. Поэтому Лидия Михайловна и «прописывает» ему индивидуальные «уроки французского».

Уроки очень не нравятся главному герою. Ему мучительна сама мысль, что нужно ходить домой в учительнице. Но вскоре он обнаруживает успехи во французском. Наконец, ему дается произношение этого сложного языка. Но на этом «уроки» не заканчиваются. Теперь Лидия Михайловна решила научить подопечного игре в «замеряшки» — игре на деньги.

Таким способом мальчик стал не только отстраняться от своей учительницы, но он и привык к ней. Они уже разговаривали на равных, веселились, спорили, играли. Мне кажется, что такие «уроки» доброты от Лидии Михайловны способствовали тому, что мальчик избавился от одиночества и от съедавшей его тоски. Он постепенно понял, что мир может быть очень добр к нему. И главным образом он обязан этим Лидии Михайловне с ее «уроками французского».

Поэтому, мне кажется, что название «Уроки французского» — это лишь зашифрованное название уроков доброты, сочувствия, помощи, которые добрая учительница преподнесла своему понимающему ученику.

Сочинения по темам:

  1. Валентин Распутин — русский писатель, наш современник. Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому...
  2. Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году. Главный герой – мальчик, который учится в пятом...
  3. Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями...

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей.

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей. Ну раз все пишут одинаково я присоединюсь)))

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей.
Пожаловаться

Воспитание души

Библиотечный урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение;

Раскрыть духовные ценности. Нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

Способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок «Воспитание души» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». В качестве эпиграфа предлагаю вам слова Распутина: « Быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой души».

Творчество Валентина Распутина неизменно привлеает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев.

2. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич родился в сибирском поселке Усть-Уда. Детство его частично совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 г. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5-й и последующие классы, находилась в районном центре, а это целых 50 километров от родной деревни, не наездишься каждый день, надо было перебираться и привыкать жить без родителей, одному. « Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»,- писал Валентин Распутин. После окончания в 1959 году историко-филологического факультета Иркутского университета работал 7 лет собственным корреспондентом молодежных газет на стройках Сибири. В 1966 г. Изданы его первые книги очерков и рассказов. С 1970 года выходят одна за другой: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Распутина считают писателем деревенским. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов он поддержал других писателей, которые в полный голос говорили о корнях народного бытия, об исчезновении нравственных основ исконной деревенской жизни. В его произведениях слышится ностальгия по ушедшей цивилизации.

Большое внимание Распутин в своих произведениях уделяет теме детства. В повестях и рассказах дети существуют в контексте взрослой жизни. Отношение к ним взрослых является мерилом человечности или доказательством жестокого равнодушия. Писатель говорит о внезапном вторжении трагических событий в мир детства, о катастрофическом переживании неблагополучия в жизни близких, о преданном доверии. Он погружает своих героев в эмоциональное состояние, вызванное неожиданным открытием своего одиночества.

Книги, считает писатель, учат не жизни, а чувствам. Его юные герои чувством постигают мир, и важно, чтобы они нашли себя в меняющемся мире, не отчаиваясь, не потеряв веру, надежду и любовь.

Распутин верит и надеется на возрождение человеческой души, падшей, запутавшейся в противоречиях, идущей по неверной дороге. На это указывают открытые финалы его произведений.

Писатель убеждает всех писателей « быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой душ

3. Вопросы для обсуждения:

. Почему мама отправила его учиться в район?

(Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный, «в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».)

. Какие чувства испытывал главный герой, оказавшись вдали от дома?

(Чувство одиночества, тоски по дому. По деревне, обиды, злости: продукты, которые мама привозила, странным образом исчезали, и мальчик голодал. « Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».)

Почему главный герой отказался возвращаться в деревню, когда мама позвала его с собой, ведь ему было плохо одному?

(Во-первых, главный герой хотел учиться, тем более, что он был успешным в учебе – по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки, а во-вторых, он был первым, кого отправляли из деревни в район учиться, это было ответственно, в него верили, и он не мог подвести.)

. С чего началась драка? Как в ней были распределены силы?

(Главный герой играл лучше остальных ребят, в результате выигрывал больше денег. Старшие мальчики Вадик и Птаха не могли с этим смириться. Они чувствовали, что сила на их стороне, затеяли драку.)

. Какой урок получил главный герой, играя в «чику»?

(«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».)

. Какие чувства испытывал главный герой во время драки и после него?

(Чувство досады и обиды: « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово… Не было в этот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».)

. Почему же он после пережитых чувств опять пришел играть?

(«Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод».)

. Зачем учительница французского пригласила мальчика домой заниматься?

(Она видела, что он способный, но ему очень одиноко, ему приходится голодать и играть в «чику» на деньги, чтобы купить молоко(он болен малокровием). Она решила выручить его. После занятий Лидия Михайловна пригласила ученика вместе с ней отужинать, но он отказался.)

Учительница отправила на школу своему ученику посылку с продуктами, зачем? Почему мальчик не взял посылку, хотя был голоден, и как он догадался, что посылка не от мамы?

(Лидия Михайловна понимала, что по-другому она не сможет его поддержать – он не возьмет. «Я знаю, ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много… Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни?.. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя» ,- сетовала Лидия Михайловна. Кроме нее, мальчику некому было помочь. В посылке были макароны, сахар и гематоген – эти продукты в деревне не продавались, поэтому герой сразу понял, что отправляла посылку не мама. Главный герой не взял посылку, потому что считал это унизительным.)

Играть на деньги– некрасиво и неправильно. Но почему учительница приглашает сыграть в «пристенок» своего ученика? Что ею руководило?

(Возможно, она хотела ему доказать, что жалость не унижает человека, она пытается проявить участие в судьбе этого мальчика, уделить ему внимание; во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра эта позволяла это сделать.)

. Почему рассказ так называется – «Уроки французского»?

(Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.)

4.Заключение

Марк Твен сказал: « Быть добрым – благородно, но учить добру других – еще более благородно».

Так и книги Валентина Распутина учат простым и важным ценностям!

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.